Немного размышлений о третьем сезоне - sos-dan.ru

Немного размышлений о третьем сезоне

Апрель 30, 2013

Асакура Рёко27 апреля на просторах интернета появилась примечательная статья, посвященная некоторому анализу текущей ситуации вокруг Kyoto Animation и анонсированного ими нового ТВ-сериала FREE!, который, как известно, был принят весьма неоднозначно.

Нас, разумеется, новый сериал волнует лишь постольку-поскольку, но в статье были достаточно интересные тезисы, которые весьма актуальны и для нас, ведь большинство фанатов надеется рано или поздно увидеть третий сезон аниме. Эта заметка — вольный перевод той статьи, дополненный некоторыми собственными соображениями.

Для начала пара слов о процессе создания аниме.

Существует несколько вариантов финансирования разных проектов. Некоторые сериалы создаются исключительно ТВ-каналами, которые оплачивают все расходы из собственных бюджетов (по большей части это относится к mainstream проектам), но в поле зрения фанатов аниме чаще попадают «вечерние» сериалы, которые создаются при участии нескольких компаний, формирующих так называемый «продюсерский комитет». Суть сводится к тому, что продюсеры из нескольких компаний собираются вместе и формируют некоторое видение проекта, который они бы хотели получить на выходе. Сюда входят базовые параметры: длительность, режиссер, студия, которая будет производить анимацию и т.п. Этот документ анализируется компаниями-участниками, после чего они и создают комитет на базе системы контрактов и взаимных договоренностей. Разумеется, каждый участник вкладывает в бюджет проекта определенную долю. Сами студии анимации чаще выступают подрядчиками, отвечающими лишь за процесс производства аниме, хотя в некоторых случаях студия может входить и в состав комитета. Дальнейшие этапы развития проекта понятны: производство, реклама, запуск в эфир. А затем на сцене появляются прибыли от продажи дисков/товаров/музыки, которые делятся между участниками комитета, согласно условий контрактов.

Теперь, когда мы получили представление о процессе, давайте рассмотрим историю Kyoto Animation.

В 2002 году у Fuji TV возникло желание создать аниме на основе популярного спин-оффа Full Metal Panic! и они предложили компании Kadokawa создать комитет, что и было сделано. Однако, по решению комитета, вместо студии Gonzo, работавшей над основным проектом, шанс был дан молодой студии, Kyoto Animation, отчаянно хотевшей получить собственный проект. KyoAni приняли предложение и сняли аниме, но поскольку они не входили в комитет, никакой дополнительной прибыли от проекта они не получили. Зато их работа была замечена продюсерами из TBS/Pony Canyon/Movic/Key, что привело к заключению контракта на производство AIR, их второго собственного проекта. Проект был успешным, и в этот раз KyoAni получили некоторую долю прибылей. Этот цикл с участием Kadokawa и TBS/Pony Canyon продолжается уже около 10 лет, причем позиции KyoAni в комитетах постепенно усиливаются.

Обозначим основные тенденции в эволюции двух основных комитетов, в которых участвует Kyoto Animation.

Комитет Kadokawa: Меланхолия Харухи Судзумии, Lucky Star, Nichijou, Hyouka

  • Kadokawa Shoten  - издатель / правообладатель на мировом рынке
  • Kadokawa Pictures  - дистрибьютор видео / дистрибьютор на внутренних рынках (ТВ/Интернет), позднее стали частью Kadokawa Shoten
  • Kyoto Animation — производство анимации
  • (Lantis) (принимали участие в нескольких проектах) — производство музыки и дальнейшая дистрибьюция аудио-продукции
  • Klockworx — прокатный дистрибьютор

Комитет TBS: AIR, Kanon, Clannad, K-On!

  • TBS — основной спонсор / дистрибьютор на внутренних рынках (ТВ/Интернет) / правообладатель на мировом рынке
  • Pony Canyon — дистрибьютор видео / дистрибьютор музыки / продюсеры (только в K-On!)
  • MOVIC — сопутствующие товары / организация концертов
  • Kyoto Animation — производство анимации

Ситуация изменилась в 2009 году, когда в Kyoto Animation решили попробовать совершенно новую политику и объявили конкурс новелл, манги и сценариев. Они получили несколько заявок, и хотя Гран-При не был присужден никому, несколько поощрительных наград нашли своих обладателей. Этому событию не было уделено должного внимания, однако для самой компании этот конкурс стал точкой смены курса. Вместо роли производителя анимации на условиях подряда, KyoAni захотели стать продюсерами собственных сериалов. Таким образом на сцене появился третий комитет:

Комитет Kyoto Animation: Chuunibyou demo Koi ga Shitai!, Tamako Market

  • Kyoto Animation  - издатель и производитель анимации
  • Pony Canyon — дистрибьютор видео / дистрибьютор музыки / продюсеры (только в Tamako Market)
  • (Lantis) — продюсеры и дистрибьюторы музыки (только в Chuunibyou)
  • TBS — дистрибьютор цифрового контента / правообладатель на мировом рынке

Видите разницу в составах комитетов? Вместо третьих-четвертых ролей и небольшой доли прибыли KyoAni стали  не только основным инвестором, но и владельцем издательских прав, что позволило претендовать на гораздо большую долю в доходах от проекта. Разумеется, с ростом инвестируемой доли их риски выросли, но выросла и прибыль. Например, в Chuunibyou они не только получили большую часть доходов от продаж BD/DVD, сравнимых, например, с Kanon (15 тыс. против 18 тыс.), но и начали продавать свои новеллы во множестве магазинов и сетей, тем самым увеличив спрос на торговую марку и ее узнаваемость. Обычно принято оценивать доход от выпуска сериала лишь по продажам дисков, но в этом случае выгода была куда более значительной. Как, впрочем, и риск.

Второй проект, Tamako Market, не оказался столь успешен, однако он не получал столь мощной рекламной поддержки. Есть основания предполагать, что и этот проект принес определенную прибыль, однако, в любом случае, она несравнима с доходами от Chuunibyou.

Возможно, читатель уже давно спрашивает себя, как вся эта информация относится к Меланхолии Харухи Судзумии. Не буду утомлять дальнейшими рассуждениями.

Сейчас в KyoAni объявили о запуске FREE! Мы не знаем полного состава комитета, однако несколько его участников известны:

  • Kyoto Animation — производство аниме / правообладатель / автор
  • Asahi Broadcasting — права на прокат на телевидении / дистрибьютор на внутреннем рынке (ТВ/ Интернет)
  • (Lantis) — продюсеры и дистрибьюторы музыки

Что это может означать?

То, что KyoAni больше не привязана к двум комитетам, упомянутым выше, и вполне успешно находит партнеров для производства собственной продукции. Они готовы вкладываться в проекты, которые не заинтересовали TBS/Pony Canyon или Kadokawa. С одной стороны, для фанатов студии это безусловный праздник. С другой, с учетом подхода студии, ставящей качество много выше количества, вряд ли стоит ожидать возобновления работы над адаптациями.

Увы.

Фактически это развернутый ответ на вопрос, который очень часто звучит в фендоме: «Неужели производство аниме по Харухи невыгодно?» Очень выгодно, но, к сожалению, по текущим условиям производители получают слишком скромную долю доходов и больше заинтересованы в производстве собственных проектов. Образно говоря, продать 60 тысяч дисков и получить 10% прибыли куда менее выгодно чем продать всего 10 тысяч дисков, но получить 60% прибыли (плюс книги и авторские отчисления).

И все же, мы нисколько не призываем к отчаянию и разочарованию в серии. Кроме пессимистичного, и потому отвергаемого даже на уровне мысли, забвения, есть различные варианты развития событий, например, изменение условий контрактов или смена студии.

Какой вариант окажется претворен в жизнь, покажет лишь время.

Бригада СОС

P.S. Большое спасибо Korsar13 за ссылку на оригинал статьи и некоторые цифры.